
На семинаре собрались не только учителя истории, но и ИЗО, начальной школы, географии, педагоги дополнительного образования, руководители школьных музеев города Иркутска и Иркутской области.
Основная цель семинара - актуализировать приемы и методы изучения краеведения в интеграции с другими предметами в урочной и внеурочной деятельности, рассмотреть разные форматы краеведческого образования (игровые, проектные, поисково-исследовательские). Современное краеведение - составляющий элемент исторического образования, основа духовного становления и патриотического воспитания школьников, играет существенную педагогическую роль в нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Гимназия № 3 является активным участником данной площадки и представила на семинаре свой опыт работы обучения краеведению.
О различных игровых формах, которые могут использовать для обучения краеведению напомнила всем присутствующим методист МКУ ИМЦРО, к.и.н. Елена Леонидовна Пономарева.
О направлениях патриотического воспитания и опыт работы гимназии по данному направлению представила заместитель директора гимназии по воспитательной работе Анастасия Владимировна Островская.
Были представлены примеры игр, специально разработанные для изучения истории и культуры нашего региона - «Музыка Байкала» (Сугаченко А. А., Юрина Н. В., гимназия № 3), «Покорители истории» (Булгутова Н. П., Жеребцова Н. В., СОШ № 38).
Предложенные участникам мастер-классы предоставили всем желающим возможность попробовать себя в роли учеников и изготовить (слепить) орудия труда древнего человека - «Изучение археологических памятников через форму создания групповых макетов» (Кучинская А. А., СОШ № 40), создать коллажи с символикой Иркутска и Иркутской области в рамках проекта «МОЕ любимое место в родном городе» (Лаптева С. В., гимназия № 3), рассмотреть активные методы работы краеведения в начальной школе в рамках внеурочной деятельности (Павловская Т. А., гимназия № 3).
На рефлексии участники подвели итоги, отметив, что изучение истории и культуры родного края расширяет кругозор школьника, помогает сформировать чувство сопричастности к истории, а значит дает возможность ребенку познать себя и воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, включенную в контекст более масштабной истории.
Общее решение участников - продолжить встречи в рамках инновационной площадки для обмена опытом работы по обучению школьников краеведению.